РУ БЕ EN

Его имя носит дружина

Коля Гойшик из крестьянской семьи. До 1939 года учился в польской, затем — в яблонковской начальной школе.

После присоединения Западной Белоруссии к СССР его отец — Василий Демьянович — был назначен председателем Яблонковского сельсовета.

Во время оккупации, с осени 1941 года, семья Гойшиков помогала партизанам: сам Коля под видом пастушка собирал для партизан оружие и боеприпасы, передавал им сведения о немцах, распространял среди населения листовки.

В феврале 1943 года Василий Демьянович Гойшик по доносу предателя был арестован, когда, как партизанский связной, приходил в Ивацевичи. Стремясь получить сведения о партизанах, на допросах к нему применяли пытки. Ничего не добившись, 17 февраля его расстреляли. После казни отца Николай Гойшик, вместе с матерью Ольгой Андреевной и старшей сестрой Ниной, уходит к партизанам.

В апреле того же года Николай Гойшик принят в комсомол и, по собственной просьбе, зачислен в диверсионную группу партизанской бригады имени Ф. Э. Дзержинского. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Пустил под откос 7 вражеских эшелонов, 6 паровозов, десятки вагонов с живой силой и техникой противника, в их числе эшелон подорванный на железной дороге Пинск—Кобрин накануне 26-й годовщины Октября. 18 февраля 1944 года Николай с группой товарищей совершил диверсию на железной дороге Пинск—Лунинец, в результате чего был уничтожен паровоз и 7 вагонов с живой силой противника, убито и ранено 125 немецких солдат и офицеров. Принимал участие в нападении на немецкую автоколонну на шоссе Берёза—Бронная Гора, во время которого партизаны уничтожили 19 автомашин. Вместе со своим товарищем Алексеем Плаксиным взял в плен вражеского пулемётчика во время засады на шоссе Берёза—Пески.

В ночь на 24 апреля 1944 года, в районе деревни Михновичи, Николай Гойшик и его товарищ Алексей Савощик должны были уничтожить идущий на восток немецкий эшелон на железной дороге Москва—Брест, которая усиленно охранялось. При подрыве своего 8-го эшелона Николай Гойшик погиб: по одной версии, ставшей хрестоматийной, он бросился под поезд, взорвав на себе сумку с 10 килограммами тола; по другой — он сумел обмануть охрану и заминировать пути, но не успел вовремя уйти. В результате взрыва был уничтожен паровоз и 16 вагонов с техникой врага, убито и ранено около 200 немецких солдат и офицеров. Железная дорога была выведена из строя на 17 часов.

Был похоронен на партизанском кладбище в урочище Курылец. В 1959 году перезахоронен в братской могиле в ивацевичском сквере